+7 495 508-01-19 Ежедневно с 8 до 23

Правовая позиция по Указам Мэра Москвы относительно ограничений прав связанных с коронавирусной инфекцией

Правовая позиция по Указам Мэра Москвы относительно ограничений прав связанных с коронавирусной инфекцией

05 марта 2020 года Мэр города Москвы Собянин С.С. издал указ № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», в который впоследствии внес ряд изменений (в редакции указов Мэра Москвы от 10 марта 2020 г. № 17-УМ, от 14 марта 2020 г. № 20-УМ, от 16 марта 2020 г. № 21-УМ, от 19 марта 2020 г. № 25-УМ, от 23 марта 2020 г. № 26-УМ, от 25 марта 2020 г. № 28-УМ, от 26 марта 2020 г. № 31-УМ, от 27 марта 2020 г. № 33-УМ, от 29 марта 2020 г. № 34-УМ, от 31 марта 2020 г. № 35-УМ, от 2 апреля 2020 г. № 36-УМ, от 4 апреля 2020 г. № 39-УМ, от 9 апреля 2020 г. № 41-УМ, от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ, от 18 апреля 2020 г. № 44-УМ, от 21 апреля 2020 г. № 47-УМ).

11 апреля 2020 года Мэр города Москвы Собянин С.С. издал № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве», в который впоследствии внес ряд изменений (в редакции указов Мэра Москвы от 18 апреля 2020 г. № 45-УМ, от 21 апреля 2020 г. № 47-УМ).

Перечисленные выше указы Мэра Москвы нарушают права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ.

При издании указов Мэр Москвы опирался на Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», далее ФЗ-68.

01 апреля 2020 года в ФЗ-68 были внесены ряд изменений, которыми в том числе утвердили Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В ФЗ-68, а также в указанных выше Правилах отсутствуют четкие понятия, связанные с конституционными ограничениями прав и свобод граждан. Всё сводится к обязанности выполнять требования законодательства, решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или должностных лиц указанных в ФЗ-68. При этом, указами Мэра Москвы, опираясь на ФЗ-68, введен ряд ограничений прямо затрагивающих конституционные права и свободы граждан, в том числе право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 октября 2003 г. N 15-П суммировал ранее сформулированные им правовые позиции в отношении части 3 статьи 55 Конституции РФ и указал, что для исключения возможности несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально-определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

Именно с этой целью, в статье 56 Конституции РФ предусмотрено ограничение отдельных прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 56 Конституции РФ - в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Из статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" следует, что чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам, относятся чрезвычайные ситуации, в т.ч. эпидемии, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Согласно статье 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении», Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период его действия может предусматриваться введение конкретных мер и временных ограничений, прямо затрагивающих конституционные права и свободы граждан. Такие меры как:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и пр.

Дополнительно к указанным выше мерам, статьей 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении» в случае (…) эпидемии вводятся такие меры как:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности; и пр.

Перечисленные выше меры и временные ограничения в той или иной мере отражены в Указах Мэра Москвы Собянина С.С. «О введении режима повышенной готовности» и «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве». При этом они отсутствуют в Федеральном законе от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на который опирается Мэр Москвы при издании вышеперечисленных указов. Фактически Мэр Москвы ввел чрезвычайное положение, ограничив ряд конституционных прав граждан, юридически – режим повышенной готовности, не наделив граждан правами и социальными гарантиями, предусмотренными ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Без введения чрезвычайного положения, Указы Мэра Москвы Собянина С.С. «О введении режима повышенной готовности» и «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве», являются чрезмерными, противоречат Конституции РФ и нарушают права и свободы граждан.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации. В настоящее время на территории России чрезвычайное положение не введено.

В соответствии со ст. 15 Конституции, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения - им адекватны. При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости и в полной мере соответствовать закону.

Адвокат Пахомов М.В.


21 апреля 2020


АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

23 марта 2020   Юридическая помощь от коллегии адвокатов Особое мнение в условиях пандемии Коронавируса

Коллегия адвокатов запустила программу дистанционной юридической помощи в условиях пандемии коронавирусной инфекции

11 марта 2020   В коллегии адвокатов Особое мнение открыт дополнительный офис в городе Щербинка

В городе Щербинка открыт дополнительный офис коллегии адвокатов "Особое мнение" по адресу ул. Юбилейная, дом 3А

27 февраля 2020   Коллегия приняла участие в экспертном семинаре "Общество и Выборы"

Коллегия адвокатов "Особое мнение" приняла участие в экспертном образовательном семинаре "Общество и Выборы"